Домской собор в Риге (Rīgas Doms)
Домский собор в Риге основан в начале 13 века, а достроен только во второй его половине. Денег в проект вложили немало, изначально планировали работать в романской стилистике, а после переметнулись к северной готике.
Пока государство занималось реформами, убранство растащили, а что не унесли, то уничтожил пожар. Восстановили Домской собор в середине 16 века, денег было мало, а потому только одна из башен получила вторую жизнь (чуть позже ее «короновали» деревянным шпилем, чтобы Домской стал «первым по росту» среди архитектурных соседей).
Дерево есть дерево – ухода требовало и ремонта, а потому в 18 столетии его заменил металлический шпиль, «наряженный» в барокко. Так, высота собора достигла 96 метров, других таких «гигантов» на Домской площади не было, да и нет до сих пор.
Изюминкой собора можно назвать орган, установленный в конце 19 столетия. 25 метров высотой, около 7 тысяч труб, 4 клавиатуры, 124 регистра и 47 рычагов – знающие люди поймут, а далекие от органных тонкостей могут поверить на слово – это круто!
Дом с чёрными котами (Кошкин дом в Риге)
В центре латышской столицы находится здание, которое зовут Домом с черными котами или Кошкиным домом. Ему уже больше ста лет, а представляет он собой стиль модерн. Сколько про эту «кошкину обитель» сложено баек – не сосчитать даже.
Говорят, например, что зажиточный домовладелец по фамилии Блюмер (он же Плуме), обиженный на отказ во вступлении в рижскую Большую гильдию, придумал, как отомстить «негодяям». По его заказу изготовлены были черные коты с выгнутыми спинами (агрессия на лицо), которые он разместил прямо на башенках своего дома, а тот в свою очередь находился напротив «штаб-квартиры» ордена. Котов развернули хвостами в сторону окон офиса старейшины гильдии (это, конечно, не на youtube провокационное видео слить, но тоже неприятно). Говорят также, что по этому поводу длилась судебная тяжба: истец требовал развернуть котов на 180 градусов. Что говорили судьи? Коты животные своевольные, посягать на их волю значит посягать на культурное наследие самой Риги… Кажется, Блюмер им приплачивал. В какой-то момент самого домовладельца ситуация утомила и коты отвернулись от Большой гильдии.
Коты на здании абсолютные близнецы. Один красуется на Малой Песчаной башне, второй – на Лошадиной. Фасад дома также симметричен, а также увенчан скульптурой орла, который вот-вот взлетит. Портал декорирован цветочным узором, а над дверью установлена фигурка крылатого маскерона.
Киноманам Кошкин дом знаком по явке Штирлица и Бормана: да-да, та самая немецкая гостиница есть рижский дом.
В годы СССР в здании с котами гнездились научные организации.
С Кошкиным домом связана и снайперская история. Отсюда были застрелены два оператора в 1991 году.
В наши дни первый этаж занимает джазовый ресторан, а также ресторан-казино, чье название на русском так и звучит – Черный кот.
Елгавский дворец (Митавский)
Возведение стартовало в 1738 году, а подошло к концу спустя 4 года.
На исходе 18 столетия вблизи и внутри Елгавского дворца проживали уроженцы Франции, бежавшие из родной страны, которую охватили революционные движения. В Елгаве беженцам выделили временные земельные участки. Даже будущий правитель Франции (Людовик Восемнадцатый) какое-то время «перекантовывался» здесь, компанию ему составляли известнейшие аристократы родины круассанов.
На расстоянии нескольких километров от дворца находятся охотничьи угодья, в которых любил проводить время герцог Ангулемский. Там, в деревушке Баложи, он пытался соорудить первую на свете повозку, которая двигалась бы сама и функционировала бы на дровах. Поговаривают, что повозку изобрел просто крестьянин из местных – Сунсис, а герцог присвоил его разработку себе, в конце концов, кому поверят!? Теперь уже некому разобраться с тем, кто же изобрел первый автомобиль.
Во время войны (начало 19 века) дворец превратился в госпиталь для прусского корпуса французских войск. А затем – в штаб губернской администрации, в котором обитали «сливки» Курляндии.
Кстати, в течение некоторого времени во дворце проживал и граф Калиостро.
Концертный зал «Дзинтари»
Эта знаменитая площадка находится на территории латвийского курорта Юрмала и считается основной концертной сценой страны. Здесь проходят Музыкальный фестиваль КВН, фестиваль «Новая волна» и выступления именитых артистов-гастролеров.
Первая сцена комплекса появилась в 1879 году и называлась она «Концертный сад курхауз Эдинбург», выступали на ней циркачи, артисты музкомедии и оперетты.
В начале 20 столетия из Германии стал приезжать симфонический оркестр с более серьезной музыкой, потянулись российские оперные звезды, следом Мариинский театр, Варшавская филармония…
«Песенка» была спета, когда грянула Первая мировая. До 1920 ни единой ноты не прозвучало с этих подмостков. Открывала новую эпоху зала Национальная опера Латвии.
В 1935 году артисты устали мокнуть под дождем, и, наконец, было принято решение сделать зал крытым. Одну часть оставили «поднебесной», а вторую спрятали в «домике». Вместимость поражала – до 30 тысяч зрителей единовременно.
И всё бы хорошо, но настала пора Второй мировой. Крыше пришлось несладко, а восстановили ее только в 1959 году, концерты возобновились и зал «Дзинтари» превратился в популярнейшую площадку СССР. Здесь пели молодые Пугачева и Вайкуле.
Прославил сцену конкурс молодых исполнителей «Новая волна». С распадом Союза использовать залы «Дзинтари» стали сезонно, во время гастролей российских юмористов и артистов других жанров.
Рижский замок (Rigaer Schloss)
Памятник Средневековью, неделимая часть Старой Риги, замок на берегу Даугавы - его называют Рижским, а на деле он является Президентским дворцом. Резиденция латвийского президента делит помещения с несколькими музейными архивами и экспозициями. Не так давно в замке началась масштабная реконструкция (давно пора, сказали бы «потрепанные» стены).
На время «ремонта» президент и его «свита» переехали в Дом Черноголовых. По идее, уже в 2014 году они должны были вернуться обратно, но за год до этого в здании случился серьезный пожар. Так что процесс затягивается.
Замок начали возводить в 1330 году, в то время Рига уже расцвела и озолотилась, а феод, стоявший у власти, ближе к середине того же века получил сан архиепископа. На все про все ушло два десятка лет, а результатом стала внушительная крепость. Надежность стен, округлость башен, все такое. Святодуховская, со стороны реки, дошла до наших дней и присоединилась к новым строениям в замковом комплексе). Замок четырехуголен, по углам – башни, внутренний двор вымощен, все это окружил ров.
Рига и Ливонский орден постоянно конфликтовали. А что сопутствует войнам? Разрушения. Замку часто доставалось на орехи. А восстановили его как следует только в начале 16 века. Теперь же замок на берегу Даугавы прямой конкурент по монументальности рижским церквям и соборам.
В 1558 году Ливонский орден пал от войска Ивана Грозного, а вместе с ним досталось Рижскому и Курляндскому епископам. Ордену пришел конец, а затем замок пришел в запустение. На заре 17 века
В последующие годы замок служил то польской резиденцией, то шведской, даже российской. Естественно, каждый из владельцев вносил свою лепту в декор и обустройство своего «дома». Априорность таяла, замок приобретал новые черты.
В 1621 году Ригу взяли шведы, пошли-поехали перестройки. Рига стала центром колонии Балтии и ее следовало укрепить на совесть. Появились валы, Цитадель, а Рижский замок как-то затерялся на их фоне, в нем разместилась колониальная власть. А поскольку замок больше не являлся крепостью, его подпирают множеством других строений – земли мало, а нужд много.
На заре 18 столетия Латвия досталась России, но до замка преобразования добрались только ко концу столетия. Екатерина Вторая велела организовать «жилье» чиновникам. Шведские времянки снесли, а на их месте выросло административное здание (4 этажа). Затем снесли оставшиеся деревянные строения – так перед замком образовалась площадь. В то время Рижский замок олицетворял мощь Российской Империи.
Помещения, в которые затем заехало современно правительство страны, начали строить в начале 19 века (это инициировал генерал-губернатор Лифляндии, который заприметил, что русские цари не очень прониклись строгостью и минимализмом крепости). Так было перестроено целое крыло и появился еще один этаж для проведения балов, к тому же башню Святого Духа «укоротили», убрав крышу и обустроив на ее вершине обсерваторию. Немного позднее князь Суворов-Римницкий, устав от подъема в Императорский (Бальный) зал по винтовым ступеням, велел возвести широкие, из гранита.
Даже когда Латвия была независима – Рижский замок оставался «домом» стоящих у власти, буржуев местного разлимва. В тот период изменениям подверглись интерьеры замка, появился Красный зал. В середине 20 столетия строение отреставрировали.
Президентской резиденцией достопримечательность стала в 1938 году.
Кстати, какой же замок без приведения. Да-да, в стенах Рижского можно услышать тяжелые шаги средневекового призрака. По крайней мере, так говорят.
Турайдский замок (Turaidas pils)
Этот музей-заповедник является культурным памятником под эгидой государства. Включает: замок эпохи Средневековья, усадьбу, церковь, гору и памятник розе. Удален от латвийской столицы всего на 50 километров.
Турайда на языке коренных жителей этих земель есть Божий сад.
Если любоваться замком в закатных лучах, поднявшись к облакам на воздушном шаре, покажется, что здание – красный корабль, плывущий меж кронами деревьев.
Посетителям разрешено не только бродить вокруг замковых стен, но и заходить на территорию музея-заповедника.
Вообще Турайдский замок не совсем априорный – это воссозданная версия замка, появившегося в начале 13 века по велению епископа Альберта на месте замка ливов (деревянного замка!).
Возведение замка заняло несколько столетий, по завершении он стал резиденцией местного епископа. Когда Ливонскому государству пришел конец, замок вошел в состав поместья Турайда. А конец замку настал в 1776 году, после пожара, в котором он погорел, строение уже не реконструировали. Двор занял новый жилой дом.
Даже в 18 и 19 веках руины казались людям романтическим местом и привлекали туристов. С 1936 года в круглой башне разместили обсерваторию. А отстраивать замок заново взялись в середине спустя 17 лет. Прошло еще 20 лет и на земли пожаловали археологи, так, параллельно с реконструкционными работами, проводились раскопки (они, к слову, длятся до сих пор).
Среди того, что уде успели накопать, выделяются старинные печи (гипокаусты, принцип работы схож с древнеримскими банями), баня с колодцем, золотой дукат, серебряные и медные монеты, пивоварня, посуда из глины, гвозди и наконечники стрел.
Крепостную башню восстановили от и до, ее высота равна 38 метрам (это на ней расположена смотровая площадка, на которую ведет узкая лестница из камня. Также обновлены стены вокруг музея-заповедника, Северная, Южная и Полукруглая башни. Экспозиционный материл выставлен в бывшем хозяйственном строении. В скором времени появится (или скорее вернется) Воротова башня.
Музеем-заповедником территория стала в 1988 году. Цель – сохранение культурного наследия. 42 гектара вместили почти 4 десятка древних строений, олицетворяющих многовековую историю.