Барскаун
Барскаун или, как его называют местные жители, Барскоон – киргизское ущелье в горах Терскей-Алатау. Располагается оно на южном побережье Иссык-Куля, в пойме одноименной реки. Его протяженность ~10 км.
Своеобразным входом в Барскаун являются низкие, ничем, казалось бы, не примечательные и заросшие травой холмы. Однако внимательный путешественник сразу заметит прямо-таки идеальную плавность линий, а также четкую структуру их расположения друг относительно друга. И неудивительно, ведь это – остатки крепости, контролирующей в далеком прошлом вход и выход из Барскоонского ущелья. Зачем? Да ведь именно здесь пролегал Великий Шелковый путь в Китай!
Через пару-тройку километров от этого места начинается густой еловый лес. Стремящиеся вверх тянь-шаньские ели вперемешку с кустарниками рябины, барбариса, малины, облепихи, смородины, жимолости и шиповника на фоне иссиня-голубого неба и белоснежных горных вершин создают поразительную по своей красоте картину. А стоит взглянуть на север, как, невероятно, но ощущение великолепия усиливается. Там, особенно в солнечную погоду, сверкает в горной оправе «Жемчужина Кыргызстана» - озеро Иссык-Куль.
Но главное, чем знаменит Барскоон, - это водопады с необычными названиями. Самый популярный из них – «Слезы барса». Эти «слезы» грандиозным водным каскадом падают с высоты 100 м. Не менее примечательны «Борода аксакала», «Брызги шампанского» и «Чаша Манаса». Последняя, согласно легенде, образовалась после того, как Манас (богатырь, объединившийся киргизов) зачерпнул здесь водицы.
Другой достопримечательностью ущелья является памятник Ю. А. Гагарину – человеку, первому покорившему космос. Он часто отдыхал здесь и любил эти края.
Интересна и река Барскаун. Она поистине золотая – в солнечные дни на ее дне видны крупинки золотого песка.
Горячий источник Алтын-Арашан
Золотой, как его называют местные, источник долины реки Арашан находится в 10 км от города Каракола, рядом с селом Ак-Суу (бывш. Теплоключенка). На Терскей-Алатау много целебных горячих источников, но Арашан по праву считается лучшим из них.
Алтын-Арашан находится посередине долины, в том месте, где кончается лес, и расширяется низина. Исследователи считают, что по каким-то причинам в доисторические времена люди в этом месте просто свели лес на нет, но несколько лет назад лесники решили восстановить зелень, и сегодня большая часть долины засажена елями.
Удивительно, но здесь из земли, соседствуя неподалеку друг от друга, бьют источники с совершенно разным составом воды и температурой! В роднике по имени Джууку температура воды 34 °C, в Джилису – 40 °C, и, наконец, в Арашане – 50 °C. То есть, можно принять природный контрастный душ, переходя из источника в источник! Первые два из них сероводородные, а последний – радоновый. Купаться здесь можно круглый год. Особенно любят Арашан влюбленные и молодожены, ведь каменный «бассейн» имеет форму сердца. Считается, что вода родников имеет целебные свойства и помогает излечить болезни суставов, органов пищеварения, сердца, почек и печени.
С Алтын-Арашаном связана одна древняя легенда:
«Жила-была девушка по имени Толгон-Ай и своей красотой затмевала она луну. Десятки джигитов добивались ее руки, но девушка была влюблена в бедного батыра Юсупа. Они поклялись друг другу в любви и навечно закрыли свои сердца для других. Но однажды Юсуп уехал сражаться на войне и погиб. Словно голодная саранча, местные юноши набросились на убитую горем Толгон-Ай. Они задаривали ее комплиментами и дарами, но все было тщетно. - Лучше умереть, чем быть женой нелюбимого! – отвечала всем девушка. Но натиск продолжался, и, не выдержав, она раздвинула скалы, вошла в образовавшийся проход и сомкнула их за собой. Никто больше не видел Толгон-Ай и только ее горячие слезы нашли выход из крепких горных объятий и образовали неостывающий источник, вокруг которого разрослись прекрасные цветы…»
Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник
Музей включает в себя здание в центре города, а также заповедник под открытым небом, расположенный выше городского аэропорта и охватывающий предгорную территорию от села Кара-Ой до села Хутор.
Музей был открыт в 1979 году и с тех пор стал чуть ли не самым главным объектом Иссык-Кульской области.
Экспозиция музей представлена коллекциями, посвященными истории края с древних времен и до наших дней. Так, здесь хранятся экспонаты, найденные этнографами в уже вымерших деревнях – оружия, посуда, одежда, украшения и орудия труда. Подобные находки позволяют лучше узнать и понять жизнь и верования древних жителей Иссык-Куля.
Кроме того, здесь можно увидеть предметы, поднятые со дня киргизского «Байкала». Например, древний каменный стол, используемый в прошлом для жертвоприношений. Его массивные ножки представляют собой фигуры женщин.
Интересны находящиеся здесь памятники письменной культуры киргизов, которые многие относят к эпосу Манас – своеобразной эпохе Возрождения в устном творчестве киргизского народа. Подразумеваются работы самых выдающихся деятелей искусства и культуры Прииссыккулья.
На северо-западе г. Чолпон-Аты находится вторая часть музея - заповедник под открытым небом площадью в 42 га. Здесь насчитывают свыше 1000 камней с древними наскальными рисунками, и, кроме того, множество каменных скульптур и старинных захоронений.
Культурный центр «Рух Ордо» имени Чингиза Айтматова
Культурный центр «Рух Ордо» имени Чингиза Айтматова расположен на территории Иссык-Кульской области Кыргызской Республики, в городе Чолпон-Ата.
Построенный в 2002 году центр изначально распахивал свои двери исключительно высокопоставленным лицам. Но поскольку организация исповедует принцип единобожия и всеобщего равенства людей, с 2007 года она открыта для посещения любого заинтересованного человека.
Киргизское «Рух Ордо» означает «Духовный Центр» или «Благословенный Город». Центр являет собой единение духовности различных культур и народностей. Территорию его делят равноудаленные друг от друга белоснежные часовни, символизирующие соответственное количество ведущих мировых религий. Идентичность сооружение подчеркивает равенство католичества, христианства, мусульманства, иудаизма и буддизма.
Каждая из часовен сопровождается характерной тому или иному вероисповеданию атрибутикой. Так, подле буддийского храма установлен колокол желаний, исполняющий заветное и сокровенное в обмен на пожертвование.
На стене еврейской синагоги висит портрет седовласой и большеглазой женщины, чьи глаза лучатся добротой. Картина есть дань памяти пожилой еврейке, заботившейся о Ташкуле Керексизове, создателе парка, на протяжении лет, проведенных им в детском доме.
Мусульманская мечеть неприкосновенна изображениям живых созданий - это традиция; элементами декора служат ковры ручной работы, символизирующие сунниты и шииты – основные течения ислама.
Католическая часовня содержит картину, чествующую Святого Матфея, принесшего к берегам Иссык-Куля учение Христа и заложившего здесь церковь; на берегу озера захоронена рака с мощами Святого.
На церемонии открытия православной часовни присутствовал Борис Ельцин, сооружение носит имя его супруги Наины или Анастасии Узорешительницы (имя, которым крестили Наину).
Иудейский храм обладает священным Пятикнижием – Торой, иллюстрирующей учения еврейского народа: Устный и Писанный законы.
«Рух Ордо» заполнен изваяниями и скульптурами известных представителей научного общества и мира искусства, среди них религиозные и политические деятели, поэты, писатели и другие. Фигуры не подписаны, но вполне узнаваемы.
Действует также выставка камней, представленная цветными и драгоценными минералами, привезенными со всего мира и найденными непосредственно в Кыргызстане, а также ювелирными изделиями. Здесь же можно пронаблюдать непосредственно за процессом огранки камней, приобрести понравившийся экспонат или заказать украшение по собственному эскизу; прослушать интересную лекцию и получить консультацию геммолога.
Концертный зал «Рух Ордо» конструкционно связан с озером и акустически уникален. Считается прекрасной площадкой для проведения различных концертных и фестивальных мероприятий. С последними аккордами представления поднимается дальний занавес, открывая зрительским взорам прекрасный Иссык-Куль, с которым сцена словно сливается.
На побережье построен пирс, на котором располагаются четыре беседки, символизирующие стороны света, а также здесь разводится 24 вида рыб, количество которых соответствует часам в сутках.
Для туристов организуются экскурсии, сопряженные с посещением часовен, Сокровищницы знаний, Беседки Саякбая Каралаева, Выставочного зала, Кыргызской деревни и пирса.
«Рух Ордо» - островок мира и спокойствия, единения с природой и самим собой.
Мертвое озеро
«Мертвое соленое озеро», оно же Кара-Кол или Кара-Куль, располагается на правом побережье Иссык-Куля, в 200 метрах от него. Кара-Куль разделяют с ближайшим населенным пунктом – городом Балыкчи – 73 км пути.
Длина береговой линии озера составляет 1500 м, глубина – 11 м, а площадь водного зеркала ~86 га. Соленость воды достигает такой плотности, что утонуть в этом водоеме не представляется никакой возможности. Оттого Кара-Кол часто сравнивают с Мертвым морем Израиля. Кроме того, состав воды кыргызстанской жемчужины во многом схож с составом более знаменитого собрата. Так, богатая солью и минералами вода позволяет вылечить многие болезни, такие как псориаз и пр.
Благодаря деятельности микроорганизмов вдоль берега образовались иловые грязи, которые с давних времен используются в лечебных целях. Их существует три вида: черная, голубая и зеленая. Считается, что первая помогает излечить болезни опорно-двигательного аппарата, вторая — поправить состояние кожи, поврежденной сыпью или испещренной морщинами, а третья служит для лечения гинекологических заболеваний.
Летом здесь можно увидеть много отдыхающих, принимающих солевые и грязевые ванны, а некоторые из местных жителей даже пьют озерную воду, чтобы исцелиться.
Кара-Куль отделяют от Иссык-Куля невысокие холмы и скалы, а также песчаные насыпи, так что несложно целый день курсировать от одного озера к другому и купаться то в соленой, то в пресной воде.
Танга Таш
Священный камень Тамга Таш располагается на южном побережье Иссык-Куля, неподалеку от села Тамга, на территории старинного природного парка. В прошлом здесь находился военный санаторий, а сейчас сюда стекаются буддистские паломники со всего мира затем, чтобы увидеть и прикоснуться к каменной святыне.
«Таш» переводится как «камень». «Тамга» же схоже по смыслу с такими понятиями, как «отпечаток» и «метка». Строго говоря, Тамга Таш – это не один камень, а цепочка из трех камней. На них выгравированы витиеватые тибетские наскальные письмена. Расстояние между каменными соседями в среднем 1 км, так что неудивительно, что, говоря «Тамга Таш», люди подразумевают, в основном, первый камень. По своей форме этот огромный валун напоминает юрту – традиционное киргизское жилище. Вдоль всего камня проходит широкая трещина, которую, согласно легенде, оставил могучий батыр Эр Табылды (он же родоначальник одного из местных племен). Силач рассек камень мечем. Зачем неизвестно, однако сейчас ходит слух, что если долго вглядываться в трещину, можно увидеть золотое свечение.
Гигантские буквы на Тамга Таш складываются в тибетскую надпись «Ом Мани Падме Хум». Трактовать эту мантру можно по-разному, но самой распространенной версией является следующее: «Да пребудет цветок священного лотоса!». Лотос в буддизме – священный цветок. Он символизирует пробуждение, просветление и познание Высшего Разума. Некоторые верят, что надпись говорит о единении мужского и женского начал. Как бы там ни было, возраст мантры относят к 15-17 векам. Этот период в истории принято называть дунгарским или кальмыкским.
На втором камне надпись очень похожа на надпись первого. Отличие в исполнении (узоры котрбарельефные, а не барельефные) и в возрасте (по мнению ученых, надпись сделана на пару веков раньше). Кроме того, в камне есть небольшое отверстие, похожее на ритуальное углубление. Вполне возможно, что камень использовали в церемониальных целях, причем задолго до появления буддистов в этих краях.
Буквы на третьем камне совершенно отличаются от тех, что на предыдущих. Они складываются в стилизованное начертание знака ОМ – чуть ли не самого главного гортанного звука, присущего многим культурам и религиям мира. Считается, что эта надпись сделана в то же время, что и на первом камне. Каменная цепочка Танга Таш – без сомнения, ценнейший исторический памятник не только в масштабе Киргизской Республики, но всего мира. Это место имеет сакральное значение, и, кажется, будто величественные буквы наполнили местный воздух божественным смыслом. Многие побывавшие здесь рассказывают о неожиданном положительном заряде энергии и ощущении просветления, которое они испытали.
Ущелье Джеты-Огуз
Ущелье Джеты-Огуз находится на территории Киргизской Республики и южнобережье Иссык-Куля, на расстоянии 25 километров к юго-западу от Каракола.
Долина, чье название с киргизского переводится как «Скалы Семи Быков», раскинулась на 37 километров в пойме аналогично именуемой реки северного склона возвышенности Терскей Ала-Тоо, опоясавшей южный берег озера Иссык-Куль. Действительно, силуэт предваряющих Джеты-Огуз скал напоминает лежащих на земле огромных быков красного цвета.
Существует легенда о противостоянии доброго и злого ханов, второй из которых похитил жену благодетельного, чем развязал межродовую вражду. Советчики злодея намекнули убить пленницу и вернуть ее мертвое тело противнику, чтобы страдания его приумножились. Идея хану пришлась по душе, организовал он в горах поминальный той-пир, на котором принес в жертву семерых быков, а после зарезал и жену врага. Кровь женщины окрасила утесы и затопила долину, погребя под собой убийцу и его клан. Жертвенные быки обратились скалами, а долину стали звать Джеты-Огуз.
Одна из скал ущелья удивительно схожа с разбитым сердцем и является излюбленным фоном фотографирующихся влюбленных. О ней тоже сложена история, повествующая о девушке, чье сердце разорвалось от горя, поскольку юноши, боровшиеся за ее любовь, убили друг друга.
Неподалеку находится бальнеологический курорт, расположенный на 2200 метров выше уровня моря. Его горячие сероводородные источники, богатые радоном, помогают при ревматизме, нервных, кожных и желудочных заболеваниях.
Несколько выше курортной зоны каньонные стены расходятся, открывая взору панораму на горы, укрытые изумрудной шалью вековых хвойных лесов, сотканных тянь-шаньскими елями. Ели эти удивительны - похожи на кипарисы и достигают 10 метров в длину, потому способны дотянуться до подножия скал прямо со дня ущелья.
Верхняя часть долины упирается в вертикальную скалу, центр которой, устремляясь к небу, раздваивается вершиной Огуз Баши – «Бычьей головой», высотой 5170 метров.
Выше, подле реки Джеты-Огуз ниспадают водопады, плещутся озера и организован небольшой зоологический заказник, в котором обитают снежные барсы, кабаны, косули, тетерева, фазаны и другие животные.
Рядом расположен юртовый лагерь, откуда организуются конные поездки к горным высотам и в соседние долины.