Природный парк Аррабида
На северном побережье реки Саду располагается заповедник Аррабида, основанный в 1976 году и находящийся под охраной государства. Площадь, занимаемая им, превышает 100 кв. километров. Высочайшая точка заповедного уголка — Серра ду Аррабида. В национальном парке имеются пляжи, пользующиеся большой популярностью у местных жителей. Гости национального парка увидят красивейшие растения, характерные для Средиземноморья (маккия и прочие вечнозеленые кустарники). Для сохранения уникальной флоры создали зоны, находящиеся под особой охраной у персонала. Любоваться красотой этих растений можно только в их сопровождении. На территории заповедного уголка обитает более двухсот видов позвоночных животных (млекопитающие, рептилии, птицы и прочие). В парке имеются компании, которые предлагают посетителям услуги по организации восхождения в горы и подводного погружения. Ценители спелеологии могут воспользоваться услугой спуска в пещеры. В музее океанографии, располагающимся недалеко от пляжа Портиньо, турист узнает много интересного о жизни обитателей дна морского. В 2004 году в заповеднике случился пожар, уничтоживший большую часть лесного массива. Восстановление национального парка продолжается по сей день.
Дворец Монтсеррат
Эта роскошная вилла-дворец являлась традиционным местом летнего времяпровождения португальского двора. В середине 19 века вилла была восстановлена Ф.Куком. Своим сегодняшним обличьем вилла обязана Дж. Ноулзу мл. - английскому архитектору. Отдельные фрагменты дизайна выполнены в редком для этой страны стиле — стиле Великих Моголов. В остальном дворец — яркий пример эклектики, присущей большинству португальских зданий. Богатый дворец-вилла находится в 4 километрах от Старой Синтры. Растительные мотивы, присутствующие в его отделке, гармонично сочетаются с густой зеленью сада. С лужайки, разбитой перед виллой, открывается живописный вид на дворец и богатейший ботанический сад страны. В 1995 году дворцово-парковый комплекс вошел в список Всемирного наследия. Первая постройка, появившаяся на этом клочке земли, была возведена английским торговцем. Она была выполнена в неоготическом стиле. Во время посещения лорда Байрона, вилла пребывала в состоянии разрухи. На протяжении многих лет на территории, прилегающей к дворцу Монтсеррат, высаживались различные растения. Здесь произрастают даже представители мексиканской флоры. Осматривая парк, особое внимание стоит уделить роскошному розарию.
Мавританский замок
Красивейший замок Средневековья, располагающийся на холме был отбит у мавров. С той поры он стал важным стратегическим пунктом в эпоху реконкисты. Сегодня от замка остались одни развалины, которые находятся в отличной сохранности. Строительство замка велось в 8-9 столетии. В 16 веке замком практически не пользовались. После мощнейшего землетрясения (1775 год) его и вовсе забросили. Восстановление мавританского замка начал Фердинанд Второй (1842 год), выделяя на эти нужды по 240 реалов каждый год. Фрагменты стен объединили, прилегающую территорию засадили деревьями, выстроили новую часовню. В настоящее время необитаемый замок пользуется огромной популярностью у путешественников. Много вещей побуждают посетить старинный замок, одной из таковых является живописные виды на море. Постройка замка, обнесенная двумя стенами (внутренней и наружной), располагается в Синтре-Кашкае — природном парке. В стенах находятся бастионы, бойницы, башни и прочие необходимые приспособления. Достойна внимания часовня Святого Петра, разместившаяся рядом с входом. Внутри часовни сохранились остатки фресок.
Дворец Пена
Когда-то на том месте, где сегодня возвышается это красивейший дворец в гордом одиночестве стоял старинный монастырь, который с течением времени обветшал настолько, что было принято решение его снести. В 1840 году на описываемой территории наследный принц Фердинанд, принадлежавший к роду Саксен-Кобург-Гот, организовал строительство своей летней резиденции, которая должна была быть одной из самых великолепных по меркам того времени. Стоит сказать, что принц так мечтал создать шедевр архитектурного искусства, что строительство этого особняка длилось более 40 лет. За эти годы его жена (королева Португалии Мария ІІ) успела предать Богу душу, но принц, который по натуре был весельчаком и балагуром, скоро забыл свое горе, сочетавшись законным браком с оперной певицей. Говорят, что помимо всего прочего наследник короны обладал также художественным вкусом, что может быть вполне вероятным. Достаточно только посмотреть на фасадные стены дворца, в декорировании которых использованы такие стили как готика, ренессанс, мавританские и восточные мотивы. В одном из залов, который называется Арабский, размещены необыкновенной красоты фрески с заложенной в них оптической иллюзией. Другой зал, в котором проходили званые вечера и балы, богато украшен витражами немецкой работы и фарфором, заказанным специально в странах востока для этого особняка. Как вы, вероятно, знаете, в то время было принято при каждом особняке обязательно строить часовню или небольшой храм. Дворец Пена не является исключением. «Жемчужиной» его часовни является великолепная алтарная полка, выполненная в 16 столетии из мрамора и алебастра мастером Николау Шантереном. Интересно, что она является ценностью не только искусства, но и религии, поскольку в каждой ее нише расположены фигуры, которые «молча» рассказывают о земной жизни Христа-Спасителя. Выйдя из дворца, вы оказываетесь в парковой зоне, общей площадью более 270 гектаров, на которой посажено множество деревьев, кроны которых видно далеко за пределами музейного комплекса. Последней владелицей этого роскошного имения являлась королева Амелия, которая сумела сохранить первозданный облик и интерьер дворца.
Королевский дворец
Неподалеку от Лиссабона, в небольшом городке Синтра расположен изумительной красоты дворец, время постройки которого, по мнению ученых, датируется 12 столетием. История дворца удивительно похожа на сказку, которая берет свое начало во времена исламского правления. Тогда в Синтре располагались два дворца, один из которых носил название дворца Мавров (сейчас от него остались только руины). Второй являлся постоянной резиденцией мавританских владык до 12 века, когда Альфонсу Энрикеш захватил эти земли и обосновался в этом особняке. Вероятно, в те героические времена дворец имел совершенно другой облик. То, что мы наблюдаем сейчас является результатом более поздних перестроек и реставраций, сделанных в 15 и 16 столетиях. Напоминанием о мавританских правителях служит лишь королевская часовня, строительство которой происходило, как предполагают ученые, в самом начале 14 столетия при монархе Динише І. Большая же часть построек, которыми могут любоваться путешественники, относится к временам правления Жуана І. Одним из наиболее интересных является так называемый зал сорок. Вы спросите: а чем обусловлено такое название? Ответом будет одно интересное историческое событие. Все дело в том, что при дворе короля Жоана І стали появляться слухи, что он состоял в любовной связи с одной из придворных дам. Более того, говорили даже, что королева Филиппа Ланкастерская даже застала монарха в момент поцелуя с фрейлиной. Сейчас сложно судить, насколько правдивыми были эти сплетни, но как бы там, ни было, остроумный король в назидание своим подданным велел расписать потолок одного из залов изображениями сорок, количество которых точно совпадало с количеством лиц, составлявшим его свиту. Купол, расположенный в зале Гербов, украшен стройными оленями, которые держат разнообразные гербы 74 выдающихся семей Португалии. Наиболее старой частью дворцового комплекса является дворцовая часовня, которая была построена при короле Денише І в 14 веке. В течение 15 столетия она претерпела некоторые изменения, так, к примеру, была полностью изменена роспись потолка и стен. Завершая экскурсию, обязательно прогуляйтесь по террасе дворца, откуда открывается потрясающая картина горы, которую венчает старинная зубчатая стена замка Мавров.
Элевадор-ди-Санта-Жушта (Подъемник Жушта)
Этот подъемник, называемый жителями также Подъемником Ду Карму, осуществляет связь верхнего города с нижним. О величии этого сооружения говорит хотя бы один тот факт, что главным идеологом и воплотителем в жизнь этого проекта являлся знаменитый французский архитектор Рауль Месснье дю Понсар, учителем которого был ни кто иной, как известный всему миру Эйфель. Кстати, известно ли вам, что одна из «жемчужин» мировой коллекции достопримечательностей – Эльфелева башня должна была быть построена в Лиссабоне? Конечно, не с тем размахом, как в столице Франции, но все же. К сожалению, планы архитектора закончились неудачей, и начатый архитекторский проект уныло возвышался длительное время в незавершенном виде. Для того чтобы как-то использовать строение, правительство приняло решение «переквалифицировать» его и создать на самом верху смотровую площадку, откуда туристы могут полюбоваться замечательными панорамами города и его окрестностей. Две кабинки, которые движутся вниз и вверх, могут осуществлять перевозку одновременно до 25 человек на высоту равную 45 метрам. А на самой вершине подъемника расположено очень уютное кафе, где можно очень вкусно пообедать, правда, цены могут оказаться приемлемыми только для довольно состоятельных туристов.
Башня Торри де Белен
Даже тот путешественник, который приехал в Лиссабон только для прожигания жизни не может покинуть этот город, не посетив его «жемчужину» - башню Торри де Белен, которая находится в районе Белен. Начало ее строительства датируется 1515 годом и задумывалось это сооружение как отправной пункт португальских моряков для отъезда в заморские страны. Кроме того башня являлась также мощным фортификационным сооружением, которое, в случае необходимости, могло защитить монастырь Жеронимуш, образующий вместе с описываемой нами достопримечательностью единый архитектурный комплекс, выстроенный в стиле мануэлино. Это архитектурное направление подобно безудержной фантазии ребенка, который, начитавшись разных сказок и приключенческих романов, решил изобразить в альбоме свои мечты. Для мануэлино характерно обилие различной формы башенок, изящных балконов, изображений канатов, раковин и цепей. Помимо различных геометрических узоров, на фасаде здания изображены различные христианские геральдические символы, а также индийские образы, которые открыл для европейцев Васко да Гама. Интересно, что изначально строительство башни проводилось посередине реки Тежу, но позднее водный поток отклонился в сторону, и это крепостное сооружение оказалось на берегу. Шли годы. Во время отважных походов, которые предпринимали войска Наполеона, башня была разрушена практически до основания. Реконструкция была начата только в 1845 году, вероятно, с небесного благословения Божьей Матери, старинное изображение которой хранится в бастионе. Затем в течение достаточно длительного промежутка времени башня служила хранилищем оружия и тюрьмой, и лишь несколько десятков лет назад была переоборудована в один из самых известных в мире музеев.
Мафра
«Изюминкой» города Мафра, который словно притаился в расщелине между высокими холмами, является королевская резиденция, начало строительства которой датируется 1717 годом, а только спустя 18 лет последние отделочные работы были завершены. В основе замысла постройки столь грандиозного сооружения лежит обет, данный королем Жоаном V. Ожидая наследника, монарх дает Богу торжественную клятву, в которой обещает Всевышнему построить резиденцию-монастырь, если супруга подарит ему наследника. И действительно, вскоре после того дня, когда крик младенца мужского пола огласил королевские покои, было начато грандиозное строительство, размах которого соответствовал радости монарха. Моделью для этой уникальной резиденции служил монастырь Эль Эскориал, который был построен в окрестностях Мадрида по приказу правителя Филиппа І. После создания дворец использовался в основном для отдыха и развлечений, венценосная семья часто приезжала сюда для того, чтобы поохотиться в близлежащих лесах. Использование дворца для церемониальных приемов обусловлено не только тем, что резиденция расположена в живописнейшей местности, но также и тем, что общая площадь здания поистине огромна. Всего в общей сложности во дворце насчитывается 880 залов, которые занимают площадь немногим более 40.000 квадратных метров. Помимо этого, в состав резиденции также входят небольшая базилика, огромная королевская библиотека, на полках которой размещено около 40 тысяч книг в кожаных переплетах с золотым теснением, и строгий францисканский монастырь. Для украшения внутренних покоев из Италии с превеликой осторожностью доставлялись статуи, а материалы для постройки отбирались только наилучшего качества. Дворец окружен огромной парковой зоной, длинник которой составляет около 19 км. На придворцовой территории расположены две башни, вмещающие 110 колоколов, которые были отлиты в Антверпене. Между этими сооружениями размещена базилика, описанная выше, блестящий купол которой виден издалека. Их звон распространяется на расстоянии более 24 километров. Достаточно сказать, что спустя века дворец в Мафре был включен в список Семи чудес Португалии. Путешественникам, которые пребывают сюда, смотрители с гордостью сообщают, что в королевских покоях снимались такие фильмы как «Путешествие Гулливера», «Королева Марго», а также «Граф Монте-Кристо».
Морской музей
Дата открытия этой прекрасной экспозиции, расположенной в западном крыле известного всему миру монастыря Жеронимуш, относится к 1962 году. На выставке представлены макеты различных лодок и рыболовных судов, изящных парусников и каравелл. Кроме этого все, чья жизнь, так или иначе, связана с морем, смогут осмотреть различные навигационные приборы, карты мира, астролябии, а также кресты, сделанные из камня. Интересно, что последние экспонаты служили португальским морякам в качестве своеобразного «маркера», который они устанавливали на открытых ими землях. Помимо этих исторических ценностей любознательный путешественник может также ознакомиться с моделями современных кораблей, которые до сего дня широко используются военно-морским флотом. В общей сложности собрание музея насчитывает более 15 тысяч различных экспонатов, представляющих величайшую историческую ценность.
Крепость Святого Георгия
Замок Святого Георгия еще со времен мрачного Средневековья является национальной гордостью и одним из геральдических символов Португалии. По оценкам ученых этой крепости насчитывается немногим более тысячи лет, и она была «немой свидетельницей» многих исторических событий, горожане даже прозвали его «колыбелью Лиссабона». Интересен тот факт, что помимо фортификационных пункций замок являлся также и портовым укреплением, что обусловлено его географическим месторасположением. Этот гигант в 1085 году принял на себя основной удар захватчиков, которые, однако, так и не смогли захватить эти стены. Испанцы за несколько веков предприняли не одну попытку прорваться через многочисленные укрепление крепости, но все было тщетным. В 1147 году правитель Альфонс Энрикиш решил обустроить в этой неприступной крепости королевскую резиденцию, а уже через 5 столетий монарх Мануэль І посчитал форт неудобным для проживания и выстроил себе дворец вне его территории, превратив сооружение в склад оружия и тюрьму. К сожалению, замок, переживший не одно вражеское нападение не смог выдержать природной стихии и во время землетрясения 1755 года сильно пострадал. В полуразрушенном состоянии крепость пребывала вплоть до 1938 года, когда правительство начало проводить первые реставрационные работы, но, к сожалению, первозданный вид сооружению так и не был возвращен. Сегодня туристы имеют возможность прогуляться по крепостным стенам вокруг старинного квартала, который называется Санта-Круш. Также путешественники могут посетить разнообразные исторические экспозиции, которые круглогодично работают в крепостных башнях и повествуют не только об истории крепости, но и об истории всего города. В парке, который разбит вокруг замка, вы можете осмотреть статую короля Альфонсу, который, как вы помните, был инициатором постройки крепости и одним из наиболее выдающихся португальских королей. Он изображен в горделивой позе со щитом в одной руке и с мечом в другой. Если у вас будет возможность, то, непременно, прогуляйтесь по парковым дорожкам, которые идут между многочисленных деревьев, многие из которых насчитывают сотни лет, вдохните полной грудью воздух, который наполнен историческим прошлым, и, непременно, помечтайте о будущем.
Национальный музей карет
Португалия по праву может гордиться одной из самых значительных коллекций карет, которая экспонируется в Беленском дворце. В музейный фонд входят необыкновенной красоты изделия, выполненные португальскими, испанскими, австрийскими, французскими и итальянскими мастерами в 17-19 столетиях. «Жемчужиной» музея является одна из самых старинных карет, принадлежавшая Филиппу ІІ Испанскому. К слову сказать, она является одной из наиболее скромных в экспозиции, более поздние образчики каретного ремесла являются куда более роскошными. Чего стоят, к примеру, подобные транспортные средства вестом в пять тонн, отделанные плюшевой тканью и декорированные золочеными статуями, высота которых может сравниться с человеческим ростом. Одна из таких карет принадлежала португальскому послу, занимавшему этот высокий пост в Ватикане. В выставочных залах можно будет осмотреть такие транспортные средства, как зеленые и черные наёмные экипажи, которые курсировали по улицам Лиссабона вплоть до конца 19 столетия. Посетив этот музей, вы сможете перенестись в своем воображении в давно ушедшие времена. К примеру, ваша фантазия нарисует вам картинку, как под звуки гула толпы роскошный экипаж вез Марию Антуанетту к ее несчастной судьбе. Многие справедливо считают эту выставку не только путешествием в мир искусства, но также и «ярмаркой человеческого тщеславия», ведь, например, огромные фигуры двух океанов, над которыми расположена фигура бога Аполлона, украшающие одну из карет, являются, не чем иным, как попыткой спрятать за внешним великолепием свою малозначимость.
Церковь Сан-Франсишку
Строительство этого храма было начато в 15 столетии согласно проекту архитектора Мартина Лоренсо на том месте, где ранее красовалась романская церковь, сооруженная в 13 веке. Скромный интерьер церкви в средние века неоднократно претерпевал изменения и именно в «редакции» того времени его могут увидеть современные посетители. В различных элементах внутренней отделки использовано более 200 кг чистейшего золота, которым покрыты алтарь, колонны, гирлянды и прочие элементы декора. «Сердцем» храма является настоящее произведение искусства – Дерево Иессея, которое располагается на северной стене. Оно демонстрирует генеалогию Христа, начиная от Иессея, который находится как бы «в основании» священного рода, на вершине которого, соответственно расположен сам Иисус. На стенах и витражах изображены различные эпизоды из Библии, что давало возможность неграмотным людям, жившим в период Средневековья, изучать эту священную книгу посредством таких вот картин. Церковь богато украшена резьбой по дереву, над созданием которой трудились сотни лучших мастеров, собранных со всего государства. Говорят, что францисканцы даже не согласились использовать этот храм для молитв, так как по их мнению такое обилие роскоши оскверняет святость присутствующего в церкви Бога. Если у вас будет такая возможность, обязательно посетите Капеллу душ Осуш, что в переводе на русский язык означает «Капелла костей». Это помещение было построено в 18 столетии и изнутри отделано костями и черепами монахов францисканцев, которые над входом оставили для потомков довольно мрачное послание: «Кости наши, которые лежат здесь, ждут ваших». Если такие мрачные места вам не по душе, то можно посетить катакомбы или сокровищницу монастыря.
Римский храм Дианы
В городе Эвора расположен единственный в мире римский храм, находящийся на территории Португалии. Интересно, что не только местные жители, но и маститые историки называют его Римским храмом Дианы, хотя, ни малейшего отношения к богине войны и охоты это сооружение не имеет. Такое название это сооружение получило из-за того, что в 17 веке один остроумный португальский священник написал трактат о том, что храм каким-то образом связан с именем упомянутой выше богини. Но, сколько бы ученые ни искали, найти сочинение священника так и не удалось и, вероятнее всего, его просто не существовало. Как бы там не было, но название грозной римской богини храм носит до сих пор. Современные исследования свидетельствуют о том, что сооружение было возведено в первом веке после рождества Христова, и посвящено императору Огастусу, которого подданные чтили как бога. В течение сотен лет внешний облик храма существенно не изменялся, до того периода, когда Эвора была захвачена германскими захватчиками в 5 столетии. Здание было частично разрушено, а в средние века остатки его были включены в состав Эворской крепости. Помещения, которые ранее были священными, использовались для размещения мясного павильона, что таким своим сообразным образом помогло уберечь храм от полного разрушения. Реставрация этого уникального памятника истории и архитектуры началась в 1871 году, когда все более поздние постройки были убраны, и началось восстановление храма. Площадь его основания составляет 375 метров квадратных, длина – 25 метров, а ширина 15 метров. На массивном цоколе расположены 14 коринфских гранитных колонн, которые сохранились со времен постройки храмового комплекса. Археологические раскопки показали, что в древности вокруг храма располагались бассейны с водой, а вокруг форма была расположена галерея. С южной стороны взойти к храмовым дверям можно было по лестнице, которая, увы, до наших дней не сохранилась. Эта архитектурная достопримечательность входит в список мирового достояния ЮНЕСКО.
Акведук
Город Эвора расположен в восточной части Португалии, он является не только центром одноименного округа, но и центром исторической провинции, которая носит название Алту-Алентежу. Этот город находится под патронажем ЮНЕСКО и тщательно оберегается как один из самых крупных на сегодняшний день городов-музеев. Наиболее известной его достопримечательностью является Акведук Серебряной воды, построенный римлянами во времена правления императора Сентория. Изначальная длина этого сооружения составляла около 18 километров, а перепад высот между местом забора питьевой воды и конечной точкой составлял немногим более 20 метров. В 1531-1537 годах Франсишку ди Арруда практически полностью реконструировал этот старинный водопровод. Можете представить, каким величественным было это сооружение, если один из самых известных поэтов Португалии Камоэнс описал его в своих известных всему литературному миру «Лузиадах»? Современные туристы имеют возможность осмотреть участок акведука протяженностью около 3 километров, который расположен между Sao Bento de Castris и описываемой нами Эворой. Нужно сказать, что его внешний вид идентичен тому, который это сооружение имело в 16 столетии. Особенно эффектно акведук выглядит ночью: его подсвечивающиеся в темноте арки создают великолепный эффект!
Кафедральный собор Се
Кафедральный собор получил свое короткое название от аббревиатуры Sedes Episcopalis, что в переводе на русский язык значит «местопребывания епископа». Строительство этой архитектурной достопримечательности началось приблизительно в 12 столетии, после освобождения города от мавров на том месте, где ранее возвышалась мечеть. Его внешний вид более напоминает фортификационное сооружение, чем место для молитвы. Такой облик обусловлен не только причудливой фантазией архитектора. Все дело в том, что в те неспокойные времена городские власти использовали любое высокое здание для того, чтобы следить за спокойствие в городе и его окрестностях. Вверху фасад собора увенчан двумя асимметричными башнями, в стенах проделаны бойницы, откуда отважные войны могли стрелять из орудий. Сейчас в башнях устроены колокольни, в одной из которых находится Золотой колокол, названный так потому, что в сплав для его изготовления мастера добавили несколько слитков золота. В средневековые времена, однако, у него было зловещее предназначение: его звон оповещал горожан о начале судебного дела над женщиной, которую инквизиторы подозревали в колдовстве. Пространство между двумя башнями заполнено скульптурным рядом, изображающим апостолов. Внутренний интерьер собора довольно скромен, однако для любителей роскоши будет на что посмотреть. В восточной части храма находится роскошный серебряный алтарь, сделанный из серебра, общим весом 800 кг. Собор Се имел такую значимость во все времена, что каждый из монархов старался поддерживать его в первозданном виде, ремонтные и реставрационные работы проводились регулярно, поэтому современный путешественник может с легкостью представить, как в нем проходили пышные богослужения и обряды.
Церковь святого Винсенти-ди-Фора
Каждый город имеет своего небесного заступника и в этом отношении город Лиссабон не является исключением. Покровителем столицы Португалии с 1173 года является святой Винсент, ведь именно в этот год его мощи были торжественно перевезены из Алгарве в крохотную, ничем внешне не примечательную церквушку, расположенную за чертой города. В 1629 году король Филипп ІІ Испанский принимает решение, согласно которому мощи должны покоиться в более подходящем месте, в связи с чем начинается строительство того самого собора, которым туристы могут любоваться сейчас. Согласно архитектурному замыслу, фасад церкви декорирован в стиле эпохи позднего Ренессанса и фланкирован двумя изящными башнями. Над самым входом горделиво возвышаются статуи угодников Господа, таких как святой Винсент, святой Августин и святой Себастьян. Войдя внутрь, взгляд невольно останавливается на барочном балдахине алтаря, который изящно обрамлен деревянными скульптурами. Если выйти наружу и внимательно осмотреть церковную территорию, то можно увидеть здание старинного монастыря, принадлежавшего августинцам, который славится на весь мир изразцовой настенной живописью, датируемой 18 столетием, изображающей героев басен Лафонтена. Осмотреть этот музейный комплекс можно также, войдя туда через один из боковых нефов собора. В задней части собора расположен длинный коридор, по которому служители церкви несколько столетий назад проходили в трапезную, которая ныне переделана в роскошную усыпальницу, где покоятся представители венценосного Брагансского дома. Именно в этой части храма расположены каменные саркофаги монархов Португалии, начиная с Жуана ІV, который преставился в 1656 году, и заканчивая Мануэлем ІІ, последним правителем страны.
Дворец Келуш
В конце 18 столетия по приказу королевы Марии І был построен дворец, архитектурный стиль которого был выдержан полностью во вкусе хозяйки: изящество сочеталось с простотой, скромность с великолепием, богатство с утонченностью. Свое название этот особняк, построенный для проживания членов королевской фамилии, получил от названия города Келуш, который находится неподалеку от Лиссабона. Многие исследователи истории отмечают внешнее сходство этого здания с Версалем, вероятно из-за того, что оба сооружения выполнены в классическом стиле рококо с его утонченными нежными линиями и, в то же время, красочными фасадами. Стоит отметить, что изначально резиденция задумывалась исключительно в качестве «летней дачи», где наследники престола могли весело проводить время вдали от городской суеты. Однако в 1794 году в главном дворце, который располагался в Лиссабоне, случился пожар, от которого здание сильно пострадало. Из-за этого венценосная семья перебирается во дворец Келуш для постоянного проживания. Подходя к центральному входу в особняк, взгляд невольно останавливается на огромном памятнике королеве Марии І, который расположен посреди просторной придворцовой площади. Внутренний интерьер и наполнение залов заслуживают не меньшего внимания, чем искусно выполненный фасад здания. На стенах королевских покоев размещены подлинные произведения искусства, выполненные придворными мастерами, своды Тронного зала поддерживают фигуры могучих Атлантов, а потолок зала Послов расписан портретами представителей королевской фамилии. Особого интереса заслуживает великолепная комната Дон Кихота, названная в честь этого знаменитого литературного персонажа по той причине, что на ее стенах во множестве представлены различные сцены из литературного произведения, где вышеупомянутый герой и его верный оруженосец совершают свои смелые подвиги. В многочисленных залах экспонируется самая большая во всей Европе коллекция старинной португальской мебели, богатейшее собрание ювелирных ценностей и ковров из Аррайолуш. В тех помещениях, где раньше располагалась кухня, и готовились угощения для августейших особ, сегодня расположен элитный дорогостоящий ресторан. С 1908 года все права на распоряжение этим португальским Версалем были переданы государству и с того времени королевская резиденция открыта для посещения широких кругов публики. Стоит отметить, что для экскурсантов может быть открыта большая или меньшая часть здания. Связано это с тем, что крыло дворца, которое носит имя Донны Марии, является в настоящее время местом поселения дипломатических представителей и особо важных гостей из заморских стран. Комнаты этой части здания могут гордиться с тем, что в них во время представительских визитов останавливались все американские президенты. Если вы решились на посещение Португалии в летний период года, то знайте, что помимо осмотра дворцовых достопримечательностей, с июня по сентябрь вы также сможете посетить многочисленные концерты классической музыки, а также яркое шоу наездников, которое проходит на огромной территории, которая прилежит непосредственно к бывшей королевской резиденции.
Монастырь Жеронимуш
Для Португалии является характерным тот факт, что многие сооружения были построены как знак благодарности Небесам за то или иное событие, которое в корне изменило ход истории. Так монарх Мануэль I Удачливый отдал приказ начать строительство монастыря под названием Жеронимуш, для того чтобы отблагодарить Пресвятую Богородицу за успешное путешествие в Индию великого мореплавателя Васка да Гама. Архитектурный стиль, в котором выполнено строительство собора, носит название, сочетающееся с именем короля, а в литературе описывается как "мануэлинский". Он сочетает в себе элементы грустной готики и смелого изысканного Ренессанса. Архитектор, который исполнял королевское поручение, первоначально соорудил небольшую часовню, освященную в честь Богородицы. А несколько лет спустя на этом месте уже красовалась огромная церковь, в которой можно увидеть статую архитектора по имени Генри Навигатор. В интерьере храма широко использовалась каменная кладка, особенно изящно выполненная в сети сводов, расположенных под нефом, а также в проходах между рядами церкви. На стенах любознательный путешественник может ознакомиться с изображениями каменных гравюр, которые описывают различные эпизоды из жития святого Жерома. К сожалению, в результате значительной силы землетрясения, которое произошло в 1755 году, монастырь был в значительной степени поврежден, что привело к длительному периоду восстановительных работ по воссозданию первоначального облика этого здания. В этом славном месте расположены усыпальница не только правителей, но и тех людей, труды которых опередили на много свое время. Среди них выдающийся путешественник Васка да Гама и литераторы Геркулано и Фернандо Пессоа. В 1907 году коллегия патриотов города объявила монастырь национальным достоянием, а в 1984 году ЮНЕСКО внесло его в свой знаменитый список культурного наследия. О том, какое значение этот архитектурный объект имеет до сегодняшнего дня, говорит, например, тот факт, что в его внутреннем дворике было подписано соглашение о вступлении Португалии в ЕС в 1986 году. На противоположном берегу реки Тежу несколько ранее был сооружен мемориальный комплекс, который носит название «Открытия». Он имеет вид огромной каравеллы, расположенной на постаменте, вокруг которой выстроились те персонажи истории, которые увековечили на века свое имя географическими открытиями. Возле основания памятника находится карта Мира, выполненная из мрамора, и подаренная правительством ЮАР. На этом уникальном объекте отмечены все земли, которые посетили португальские корабли в 15-16 столетиях.